ОТЧЕТ О РАБОТЕ постоянной депутатской комиссии по мандатам, регламенту, депутатской этике и информационной политике, вопросам соблюдения законности и охраны общественного порядка в составе депутатов Е. Кошкаревой, Н. Колчанова, Л. Бешкаревой, А. Аммосова (заслушан депутатами на заседании Думы 25.04.2012)
В соответствии со ст. 6 Положения о постоянных депутатских комиссиях и Совете Котельничской городской Думы, утвержденного Решением Котельничской городской Думы от 27.06.2007 № 55, председатель каждой комиссии отчитывается о работе возглавляемой им комиссии перед Думой. Согласно ч. 3 ст. 8 Положения комиссии Думы вправе информировать население о своей деятельности. Руководствуясь вопросами ведения постоянной депутатской комиссии по мандатам, регламенту, депутатской этике и информационной политике, вопросам соблюдения законности и охраны общественного порядка, определенными ст. 10 названного Положения, в мае прошлого года комиссией был составлен план работы, которого мы и придерживались. Частью 4 статьи 10 Положения к полномочиям комиссии отнесено осуществление контроля за соблюдением положений законодательства Российской Федерации, Кировской области и нормативно-правовых актов города, касающихся статуса депутата представительного органа местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Положения о статусе депутата Котельничской городской Думы, главы города Котельнича, (утв. решением Котельничской городской Думы Кировской области от 18 ноября 2005 г. № 71) для ведения депутатской работы, приема населения депутатам предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью. В связи с этим на контроле у комиссии был вопрос предоставления депутатам обозначенного помещения по их заявлению, подписанному 27 апреля 2011 года. Однако, поскольку многие депутаты принимают избирателей по месту работы, т.е. не нуждаются в дополнительном помещении, а некоторые депутаты подстроились под ситуацию, и принимают население, где придется, да и администрация города не отказывает в предоставлении актового зала (если он свободен), актуальность этого вопроса минимальна. Гораздо более актуальным остается вопрос, связанный с осуществлением депутатами полномочий посредством направления обращений и запросов в органы государственной власти и их должностным лицам, органы местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также руководителям общественных объединений, что предусмотрено п.3 ч.2 ст.7 Положения о статусе депутата. На протяжении многих месяцев первого года осуществления депутатами городской Думы пятого созыва своих полномочий тянулся спор о правомочиях депутата по осуществлению своей внедумской деятельности самостоятельно и независимо от деятельности представительного органа местного самоуправления. Казалось бы, пришли к единому мнению, обозначенному действующим законодательством и, наконец-то поддержанному главой города, о том, что: Депутатское обращение - право депутата в устной или письменной форме обратиться в компетентный орган или организацию, поставить перед ними вопрос, связанный с депутатской деятельностью, или затребовать интересующие его документы и сведения. Орган или организация обязаны рассмотреть обращение депутата в определенный срок и дать ему ответ по существу поставленного вопроса либо предоставить в его распоряжение соответствующие документы и сведения. В соответствии с ч.4 ст. 8 Положения о статусе депутата депутат или группа депутатов городской Думы вправе внести на рассмотрение Думы обращение по вопросам местного значения к органам, должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, руководителям общественных объединений. После оглашения депутатом или представителем группы депутатов данного обращения на заседании городской Думы либо согласования с главой города оно признается депутатским запросом. Направляемый депутатский запрос в случае оглашения его на заседании городской Думы должен содержать ссылку на дату и номер протокола заседания, на котором он был оглашен. Запрос является средством привлечения внимания представительного органа к злободневной проблеме. Депутатский запрос отличается от депутатского обращения еще и тем, что ответ на него дается не депутату – автору запроса, а представительному органу. Стоит ли говорить, что для депутатов, стремящихся оперативно решить возникающие вопросы, данный момент имеет принципиальное значение. Понимаю, что председателю Думы смириться с этим было нелегко, тем более, что в Думах предыдущих созывов подобного вольнодумия не допускалось – без согласования с главой города депутаты не направляли обращения. В то же время, в своем отчете глава города сообщила, что депутатами в адрес главы администрации города было направлено 26 депутатских обращений (всего-то лишь!), что по ее мнению, если не парализует деятельность исполнительной власти, то отнимает много времени для подготовки ответа. Принимаю это высказывание и на свой счет и не могу с ним согласиться. В частности лично мною в целях защиты прав граждан в администрацию города было направлено семь обращений, пять из них касаются благоустройства ул. Матвеева, одно по истребованию документов для оказания помощи ветерану Великой Отечественной войны, одно о количестве граждан, которым отказано в согласовании переустройства жилых помещений (об этом чуть ниже). Считаю направление обращений своим правом и обязанностью, возложенной на меня избирателями, во исполнение представления их интересов. Отмечу, не будь я депутатом, от меня как от жителя города обращений было бы не меньше. Обязанностью же администрации города является рассмотрение обращений граждан и не важно являются ли эти граждане депутатами или нет. Разница существует лишь в сроках подготовки ответов на обращения. До недавнего времени разногласий по срокам подготовки ответов на обращения депутатов не было, за что главе администрации большое спасибо. Однако, буквально пару месяцев назад зам.главы администрации Г.И. Хаустова решила, что отвечать на обращения депутатов стоит в сроки, определенные законодательством для рассмотрения обращений граждан, то есть в течение 30 дней. Настоятельно рекомендую данному должностному лицу ознакомиться с ч. 5 ст. 8 Положения о статусе депутата, согласно которой обращения депутатов городской Думы к органам местного самоуправления, их должностным лицам разрешаются не позднее 7 дней со дня их поступления. В случае необходимости специальной проверки срок разрешения указанного обращения может быть продлен в порядке исключения, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом депутату, его направившему. Впредь нарушений сроков рассмотрения обращений депутатов прошу не допускать. В целях исполнения ч. 8 ст. 8 Положения о статусе депутата, в соответствии с которой депутат городской Думы имеет специальный нагрудный знак, которым пользуются в течение срока своих полномочий, комиссией, в том числе и на Совете Думы, неоднократно поднимался вопрос необходимости обеспечения депутатов нагрудными знаками. Поскольку данный вопрос устно не решался, 12 марта текущего года в адрес главы города было направлено обращение с просьбой обеспечить депутатов нагрудными знаками. После этого выяснилось, что в нормативной базе данных Котельничской городской Думы, со слов работников аппарата Думы, нет Положения о нагрудном знаке депутата Котельничской городской Думы. А ведь депутатам предыдущих созывов нагрудные знаки выдавались, депутат Н.Н. Колчанов, например, с честью носит свой нагрудный знак, выданный А.В.Ждановым. Именно такой знак размещен в сети Интернет. Значит, по идее, должен быть и нормативный документ, устанавливающий описание нагрудного знака (размер, материал, тип крепления, рисунок и пр.). Итак, в настоящее время Положение о нагрудном знаке не существует, в связи с этим считаю необходимым на сегодняшнем заседании рассмотреть и утвердить Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата, разработанное аппаратом Думы при непосредственном участии нашей комиссии. Затем изготовить знаки и обеспечить ими депутатов. Следующим вопросом, находящимся в компетенции комиссии, является участие в проверке соблюдения законности в отделах и управлениях администрации города (ч.11 ст. 10 Положения о постоянных депутатских комиссиях). Планом работы комиссии в данном направлении была предусмотрена выборочная проверка отрицательных ответов администрации города на обращения (просьбы) граждан. Ввиду того, что моя, выходящая за пределы думских заседаний, депутатская деятельность тесно связана с защитой прав граждан, какой-либо специальной проверки делать не пришлось, т.к. люди, неудовлетворенные ответами администрации города на их заявления, сами обращаются за помощью. Так, например, был выявлен, а затем в судебном порядке установлен и доказан факт незаконности действий администрации города, отказывающей жителям в согласовании переустройства жилых помещений в связи с переходом на отопление жилья с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Публикация в СМИ, посвященная этому делу, вызвала большой общественный резонанс. Многие хотели бы последовать примеру двух котельничанок, но есть жители, предполагающие, что переход на индивидуальное отопление станет носить массовый характер, а это якобы приведет к разбалансировке внутридомовых систем отопления, перегрузке электропроводки и, как следствие, к пожару. Замечу, что не стоит бояться тех, кто, желая отказаться от центрального отопления, делает это в полном соответствии с законодательством, в том числе с составлением проекта. Опасность может исходить от лиц, закон которым не писан, игнорирующих действующий порядок отказа от услуг по теплоснабжению, самовольно производящих переустройство жилых помещений. Именно с ними во избежание указанных негативных последствий следует бороться. Так уж случилось, что внутри нашего небольшого коллектива складываются довольно сложные межличностные отношения. Некоторым депутатам не хватает терпимости, сдержанности в высказываниях. В полной мере это относится и к автору данных строк. В связи с этим не лишним было утверждение Думой на одном из последних заседаний Правил депутатской этики, разработанных нашей комиссией. Надеюсь, принятие данного нормативного правового акта дисциплинирует депутатов, будет способствовать созданию в Думе атмосферы доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и сотрудничества. Частью 3 статьи 10 Положения о постоянных депутатских комиссиях к ведению нашей комиссии отнесен вопрос разработки предложений о внесении изменений и дополнений в Устав города, Регламент Думы. Понимая потребность современного общества в переменах, в том числе политических, руководствуясь личными убеждениями, при поддержке членов комиссии, ряда других депутатов мною был подготовлен проект решения городской Думы о внесении изменений в Устав города, суть которого сводится к кардинальному изменению ныне действующей структуры органов местного самоуправления, а именно к избавлению от двоеглавия. Уверена, глава в городе должен быть один, при этом он должен возглавлять администрацию города (исполнительный орган), избираться населением. Так же населением избираются депутаты, один из которых в дальнейшем становится председателем представительного органа - Думы (избирается депутатами из своего числа). Тем самым достигается паритет во власти. Моя убежденность в несовершенстве (если не сказать – ущербности, порочности) структуры органов местной власти сформировалась за долго до получения депутатского мандата, и с того времени только усилилась. Надеюсь, что рабочая группа, созданная в конце января текущего года из состава депутатов с целью обсуждения предлагаемых изменений, в скором времени начнет-таки свою работу, даст аргументированное заключение, и в идеале проект Устава города будет вынесен на публичные слушания, которые должны проводиться для его обсуждения с участием жителей города. Планом работы комиссии предусмотрено так же рассмотрение ходатайств о награждении Почетной грамотой Котельничской городской Думы. За прошедшее время на основании заключения комиссии было награждено 11 человек и 1 юридическое лицо. Если говорить о вопросе взаимодействия городской Думы со средствами массовой информации, отнесенном к компетенции комиссии частью 2 статьи 10 Положения о постоянных депутатских комиссиях, то в данном направлении предстоит сделать очень многое. Ибо в настоящее время информирование населения о деятельности Думы фактически не осуществляется, сводится к анонсированию ее заседаний, публикации принимаемых решений. Считаю так же, что статьи, опубликованные от имени главы города, председателя городской Думы, формируют некорректное представление населения о структуре органов местного самоуправления. Почти в каждой из них глава города отождествляет себя с исполнительным органом власти («Как бы ни ругали администрацию, большинство наших специалистов — «пахари»; «Хочу, чтобы моя деятельность на посту главы города и деятельность всей нашей администрации была известна нашим жителям»). И только в некоторых статьях упоминается о деятельности депутатов (не беру во внимание осевшую в памяти предвзятую статью), информация при этом преподносится однобоко. Вспомните, например, статью «На приеме у губернатора» (Котельничский вестник, 24.02.2012) Цитата: «Обсуждались проблемы заречной части города — поселка Затон. Мною было озвучено, что сделано администрацией города в последние годы для жителей поселка, почему возникла проблема частных бань и как она разрешилась (отозваны административные протоколы), обсуждены проблемы медицинского обслуживания и переправы. По вопросу водоснабжения обещано поддержать наш рабочий проект «Установка очистки воды для п. Затон», стоимость которого около 4 млн рублей.» Почему не обозначена роль депутатов? Почему нет информации о том, что благодаря депутату С.В. Пасынковой в судебном порядке были отменены постановления об административных правонарушениях? Согласна с тем, что представительный и исполнительный органы власти должны двигаться в одном направлении, но нельзя при этом сливаться в единое целое, необходимо «соблюдать дистанцию», об этом говорит и то обстоятельство, что Дума и администрация города – разные юридические лица. Вообще, думаю, что основная задача представительного органа власти – держать в тонусе исполнительную власть. Недопустима и публикация недостоверной информации, вводящей читателя в заблуждение, как это было, например, в статье «Волшебные палочки только в сказках» (Котельничский вестник, 08.08.2011) Цитата: «Буквально на днях правительство области предложило взять под детский сад здание бывшего дома ребенка, где сейчас располагается одно из отделений психобольницы. Проблему реконструкции здания нужно изучать, а потом принимать решение. Впрочем, если через несколько месяцев мы откроем 200 дополнительных мест, проблем с дошкольными учреждениями у нас не будет». Всерьез вопрос реконструкции здания никто и не собирался изучать, так же ясно, что проблема с садиками останется нерешенной и после введения дополнительных мест, по сведениям Управления образования на 01.01.2013 года очередников будет 305. На последующие годы (до 2015 г.) очередность сохранится примерно на таком же уровне. Подобного рода публикации не только не поднимают авторитет представительного органа власти, но и нивелируют в глазах населения достигнутые результаты. А результаты деятельности, как Думы, так и депутатов, безусловно, надо доносить до жителей города. Уверена, информационный вакуум относительно работы депутатов приводит к негативному отношению населения к представительной власти, порождает слухи о ее бездействии, т.к. бытует вполне определенное мнение – «нет информации, значит никто ничего не делает». Полагаю, что каждый из депутатов не сидел сложа руки, значит есть, что рассказать своим избирателям. Очень рада, что мое предложение о размещении в СМИ отчетов о проделанной работе уже поддержано депутатами С. Пасынковой, М. Бородиной, Л. Косолаповой. Уважаемые депутаты, не устраняйтесь от информирования населения о своей деятельности, поверьте, это большой вклад в нашу общую копилку - в формирование положительного образа Котельничской городской Думы. Отдельно стоит остановиться на организации работы официального сайта муниципального образования. Кто ответственен за эту работу? Она не выдерживает критики. Информация сайта не поддерживается в актуальном состоянии, документы размещаются неупорядоченно, хаотично, представляют собой «винегрет» из нормативных актов представительной и исполнительной власти. Не покидает ощущение, что сайт создан для галочки. Мне же кажется, что официальный сайт органа местного самоуправления это лицо местной власти, и относиться к его ведению нужно более серьезно. Наша комиссия готова разработать свои предложения в данном направлении. Не могу не остановиться на вопросе, связанном с многочисленными нарушениями Регламента Думы, а именно несвоевременным представлением депутатам документов, подлежащих рассмотрению на заседании. Данный вопрос неоднократно поднимался, но решить его никак не удается. В частности, на мартовское заседание Думы не был представлен проект решения Думы по отчету главы города. В связи с этим у меня, например, не было возможности аргументировано подготовить свою точку зрения о необходимости оценки деятельности главы города. В итоге депутаты в большинстве своем проголосовали за подготовленное аппаратом Думы совершенно невнятное решение - «отчет главы города принять к сведению». Тем не менее, исходя из толкования ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность главы города подлежит оценке. Это вопрос очень принципиальный, так как в случае неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данной два раза подряд, депутаты могут инициировать удаление главы муниципального образования в отставку. Не говорю о том, что для такой оценки есть основания, и, навряд ли, оценка была бы большинством голосов дана неудовлетворительная. Но решение, какое бы оно ни было, должно приниматься в соответствии с законом. Еще раз возвращаясь к вопросу соблюдения Регламента Думы, подчеркну, что глава города организует работу Думы, руководит подготовкой заседаний Думы, руководит работой аппарата Думы (ст. 5 Регламента Думы) и эта работа в настоящее время ослаблена. Уважаемая Лариса Моисеевна, чем мы можем помочь? Говорите, мы поможем. Но пора Вам и аппарату Думы ответственнее подходить к вопросам подготовки заседаний Думы. Благодарю членов комиссии за активную совместную работу. Отдельное спасибо Л.А. Бешкаревой за оформление протоколов заседаний комиссии, которые сегодня сдаем на хранение в архив Думы (ч. 4 ст. 17 Положения о постоянных депутатских комиссиях). В завершении отмечу, жаль, что очень много времени и сил нам пришлось потратить на вопросы защиты прав депутатов. Но надеюсь, что эта работа не пройдет даром, описанные выше трудности взаимопонимания останутся позади и комиссия сосредоточится на решении других важных задач.
Председатель комиссии Елена Кошкарева
|